Относительно недавно в БЭСТ-5 появилась возможность использовать типовые операции при формировании записей в книгу покупок или книгу продаж. Соответственно, теперь есть два способа формирования проводок, связанных с учетом НДС. В типовой операции, связанной с накладной, и в типовой операции, связанной с книгой покупок или продаж.
Например, пусть мы рассматриваем процесс оприходования ТМЦ. В этом случае практически одномоментно в системе появляются три документа: приходные накладная и счет-фактура, а также запись в книгу покупок.
Как мы поступали раньше? В реестре приходных накладных использовали типовую операцию с тремя проводками, например
ДТ 10 КТ 60
ДТ 19 КТ 60
ДТ 6803 КТ 19
А при регистрации счета-фактуры и формировании записи в книгу покупок проводки не делались.
Теперь эти три проводки можно распределить между двумя типовыми операциями. Скажем, первую оставить в операции, связанной с регистрацией приходной накладной, а вторую и третью включить в типовую операцию, используемую в книге покупок.
Собственно говоря, , по которому мне бы хотелось посоветоваться с коллегами, звучит так. Какой технологический вариант предпочтительнее?
В первом варианте, с тремя проводками в накладной, есть свои плюсы. Проводки, формируемые в одном технологическом цикле, располагаются в одном месте. Если в результате диагностики бухгалтерской системы мы добрались до первичного документа, чаще всего сразу видно, по какой причине возникли ошибки в проводках.
Но есть и минусы. Достаточно трудоемким является процесс проверки соответствия книги покупок и дебетового оборота по счету 6803, а также книги продаж и кредитового оборота по этому счету.
Во втором варианте, когда проводка по счету 6803 формируется только в связи с записью в книге покупок или книге продаж, и вероятность возникновения такого несоответствия существенно ниже, и процесс поиска ошибок попроще.
Еще один плюс. Иногда, когда НДС к возмещению большой и бюджет оказывается предприятию должен, оно попадает в режим усиленных проверок. Чтобы этого избежать, многие бухгалтеры запись в книгу покупок и третью проводку откладывают на следующий налоговый период. В первой технологической схеме это можно сделать, только изменив дату проводки прямо в книге руками. Во второй появляется нормальная автоматизация.
Но тоже есть минусы. Например, при формировании накладной не указать типовую операцию нельзя. А при формировании записи можно. А значит, можно просто забыть ее указать, или, если в настройке поставлена типовая операция по умолчанию, забыть ее изменить, если типовая не одна.
Если посмотреть на другие операции, которые затрагивают учет НДС, плюсов у второй технологической схемы еще больше. Если счета 60 и 62 не разбиты на субсчета, появляется возможность не только автоматического распознавания авансов в составе поступивших или уплаченных денег, но и автоматического формирования проводок, связанных с авансами и отгрузкой в счет авансов.
Короче говоря, я у трех своих клиентов сделал настройку типовых операций по учету НДС в привязке к книгам покупок и продаж. Несколько месяцев работают. Вроде нравится. Но вообще-то, технологическая схема получается сложнее. В том смысле, что от бухгалтера требуется четкое понимание и документооборота, и того, каким документом какая проводка порождается. У бухгалтеров-операторов, привыкших вести учет, не думая, такого понимания добиться трудно.
Так что сомнения все же остаются. Может быть, кто-либо из коллег имеет более длительный опыт использования этой технологической схемы? Особенно с автоматическим распознаванием аванса в составе платежа. Поделитесь, пожалуйста, опытом…
Например, пусть мы рассматриваем процесс оприходования ТМЦ. В этом случае практически одномоментно в системе появляются три документа: приходные накладная и счет-фактура, а также запись в книгу покупок.
Как мы поступали раньше? В реестре приходных накладных использовали типовую операцию с тремя проводками, например
ДТ 10 КТ 60
ДТ 19 КТ 60
ДТ 6803 КТ 19
А при регистрации счета-фактуры и формировании записи в книгу покупок проводки не делались.
Теперь эти три проводки можно распределить между двумя типовыми операциями. Скажем, первую оставить в операции, связанной с регистрацией приходной накладной, а вторую и третью включить в типовую операцию, используемую в книге покупок.
Собственно говоря, , по которому мне бы хотелось посоветоваться с коллегами, звучит так. Какой технологический вариант предпочтительнее?
В первом варианте, с тремя проводками в накладной, есть свои плюсы. Проводки, формируемые в одном технологическом цикле, располагаются в одном месте. Если в результате диагностики бухгалтерской системы мы добрались до первичного документа, чаще всего сразу видно, по какой причине возникли ошибки в проводках.
Но есть и минусы. Достаточно трудоемким является процесс проверки соответствия книги покупок и дебетового оборота по счету 6803, а также книги продаж и кредитового оборота по этому счету.
Во втором варианте, когда проводка по счету 6803 формируется только в связи с записью в книге покупок или книге продаж, и вероятность возникновения такого несоответствия существенно ниже, и процесс поиска ошибок попроще.
Еще один плюс. Иногда, когда НДС к возмещению большой и бюджет оказывается предприятию должен, оно попадает в режим усиленных проверок. Чтобы этого избежать, многие бухгалтеры запись в книгу покупок и третью проводку откладывают на следующий налоговый период. В первой технологической схеме это можно сделать, только изменив дату проводки прямо в книге руками. Во второй появляется нормальная автоматизация.
Но тоже есть минусы. Например, при формировании накладной не указать типовую операцию нельзя. А при формировании записи можно. А значит, можно просто забыть ее указать, или, если в настройке поставлена типовая операция по умолчанию, забыть ее изменить, если типовая не одна.
Если посмотреть на другие операции, которые затрагивают учет НДС, плюсов у второй технологической схемы еще больше. Если счета 60 и 62 не разбиты на субсчета, появляется возможность не только автоматического распознавания авансов в составе поступивших или уплаченных денег, но и автоматического формирования проводок, связанных с авансами и отгрузкой в счет авансов.
Короче говоря, я у трех своих клиентов сделал настройку типовых операций по учету НДС в привязке к книгам покупок и продаж. Несколько месяцев работают. Вроде нравится. Но вообще-то, технологическая схема получается сложнее. В том смысле, что от бухгалтера требуется четкое понимание и документооборота, и того, каким документом какая проводка порождается. У бухгалтеров-операторов, привыкших вести учет, не думая, такого понимания добиться трудно.
Так что сомнения все же остаются. Может быть, кто-либо из коллег имеет более длительный опыт использования этой технологической схемы? Особенно с автоматическим распознаванием аванса в составе платежа. Поделитесь, пожалуйста, опытом…